Если вы ожидаете ослепительного подвига, вы можете просто его получить.
Многие люди считают, что их домашние животные обладают необычным интеллектом и могут понимать все, что они говорят, часто с рассказами об аномальном поведении, подтверждающими это. В конце 19 века один человек сделал такое заявление о своей лошади – и, похоже, у него были доказательства, подтверждающие это всем.
Вильгельм фон Остен был учителем и дрессировщиком лошадей, который верил, что животные могут научиться читать и считать. Первые попытки фон Остена с собаками и медведем не увенчались успехом, но когда он начал работать с необычной лошадью, он в конечном итоге изменил наше понимание психологии. Эта лошадь, известная как Умный Ганс, могла отвечать на вопросы с 90-процентной точностью, постукивая копытом. Он мог складывать, вычитать, умножать, делить и определять время и дату.
Умный Ганс также умел читать и понимать вопросы, написанные или заданные на немецком языке. Толпы стекались, чтобы увидеть лошадь, и вскоре научное сообщество заинтересовалось. Исследователи изучали лошадь в поисках признаков обмана. Но они ничего не нашли. Лошадь могла отвечать на вопросы, которые задавал кто угодно, даже если фон Остен отсутствовал. Это указывало на то, что никакой сигнализации не было. Некоторое время мир считал, что лошадь действительно умна.
Затем психолог Оскар Пфунгст обратил внимание на Умного Ганса. С помощью группы исследователей он обнаружил две аномалии. В шорохе или за ширмой лошадь не могла отвечать на вопросы. Точно так же он мог ответить, только если спрашивающий знал ответ. Из этих наблюдений Пфунгст пришел к выводу, что Умный Ганс не производил никаких расчетов в уме. Он также не понимал чисел или языка в человеческом смысле. Хотя фон Остен не собирался обманывать, действие было ложным.
Вместо этого Умный Ганс научился обнаруживать тонкие, но непротиворечивые невербальные сигналы. Когда кто-то задавал вопрос, Умный Ганс отвечал на их жесты с точностью, которой позавидовали бы многие игроки в покер. Например, когда кто-то просил Умного Ганса произвести расчет, он начинал стучать копытом. Как только он получал правильный ответ, вопрошающий показывал непроизвольные знаки. Pfungst обнаружил, что многие люди склоняют голову в этот момент. Умный Ганс распознал бы такое поведение и остановился.
Когда зашорены или когда спрашивающий не знает ответа, лошадь ничего не понимает. Когда он не мог видеть реплики, у него не было ответа. Люди верили, что лошадь их понимает, поэтому они фактически сделали это возможным. Тонкие подсказки в нашем поведении влияют на то, на что способны другие люди. Лошадь явно была необычайно умной, но никто бы не узнал, если бы ему не дали возможность показать это. Возникает вопрос: на какие невообразимые вещи мы все могли бы быть способны, если бы кто-то просто их ожидал?
***
Как ожидания влияют на производительность
Термин «эффект Пигмалиона» был придуман в связи с исследованиями, проведенными в 1960-х годах и посвященными влиянию ожиданий учителей на IQ учеников. В исследованиях задавался вопрос: если учителя возлагают большие надежды, станут ли эти ожидания самореализующимися пророчествами независимо от первоначального IQ? В этом конкретном случае годы обсуждений и анализа привели к выводу, что последствия были незначительны.
Тем не менее концепция эффекта Пигмалиона – ожидания, влияющие на производительность и превращающиеся в самореализующиеся пророчества, – широко распространена. Многие люди рассказывают истории о достижении чего-то только потому, что кто-то возлагал на них особенно большие надежды.
Дж. Стерлинг Ливингстон в своей книге «Пигмалион в менеджменте» пишет:
«Некоторые менеджеры всегда обращаются со своими подчиненными так, чтобы работать лучше. Но большинство … непреднамеренно обращаются со своими подчиненными так, что их производительность ниже, чем они способны. То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, тонко зависит от того, чего они от них ждут. Если ожидания менеджера высоки, продуктивность, скорее всего, будет отличной. Если их ожидания занижены, производительность, скорее всего, будет низкой. Это как если бы был закон, который заставлял подчиненных повышаться или понижаться, чтобы оправдать ожидания менеджеров ».
Эффект Пигмалиона предполагает, что с нашей реальностью можно договориться и ею могут манипулировать другие – намеренно или случайно. На то, чего мы достигаем, как мы думаем, как мы действуем и как мы воспринимаем наши возможности, могут влиять ожидания окружающих.
Умный Ганс был умной лошадью, но он был умным, потому что он мог читать почти незаметные невербальные сигналы, а не потому, что он мог делать математику. Таким образом, у него действительно были необычные способности, о чем свидетельствует тот факт, что немногие другие животные оказались способны на то же самое.
Интересное использование эффекта Пигмалиона может быть предложено в пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион». В нем профессор Генри Хиггинс берет с улицы бедную продавщицу цветов Элизу Дулиттл и, давая ей уроки ораторского искусства, помогает ей звучать как герцогиня. Способность говорить как представитель высших классов означает открывать двери и давать ей возможности, которых в противном случае у нее никогда не было бы.
Спектакль, помимо прочего, исследует, как ожидания других людей ограничивают нас. У Элизы гораздо больше возможностей, чем можно реализовать только из-за ее акцента. Важнейшей частью сюжета является то, что сама Элиза слишком хорошо понимает, как ее речь сдерживает ее и снижает ее ценность в глазах других. Именно она следует за Хиггинсом и уговаривает его взять ее в качестве ученицы. Она видит возможности, которые появятся в результате смены акцента.
Одно только улучшение речи Элизы не дает возможности. Но способность говорить как герцогиня помещает ее в компанию людей, у которых она может узнать чувства и чувства высшего класса. Когда она начинает говорить, как они, они относятся к ней по-другому, давая ей возможность расширить свои возможности.
***
Проверьте свои предположения
«Видения, которые мы предлагаем нашим детям, формируют будущее. Имеет значение, что это за видения. Часто они становятся самоисполняющимися пророчествами. Мечты – это карты ». —Карл Саган
В книге «Самореализующееся пророчество: практическое руководство по его использованию в образовании» Роберт Т. Таубер описывает упражнение, в котором людей просят перечислить свои предположения о людях с определенными описаниями. В их число входили чирлидер, «женщина из меньшинства с четырьмя детьми на рынке, использующая талоны на питание», и «человек, стоящий снаружи и курящий в холодный февральский день». Анонимный опрос студентов бакалавриата выявил в основном негативные предположения. Таубер просит читателя подумать, как подобные предположения могут повлиять на чью-то повседневную жизнь.
Ожидания, которые люди возлагают на нас, каждый день оказывают на нас бесчисленное множество тонких способов. Как и Элиза Дулитл, эти ожидания определяют возможности, которые нам предлагаются, как с нами разговаривают, а также хвалу и критику, которые мы получаем. По отдельности эти удары и толчки могут иметь минимальное воздействие. Однако в долгосрочной перспективе они могут определять, добьемся ли мы успеха или проиграем, или попадем где-то в средний диапазон.
Прекрасной иллюстрацией этого является случай Джеймса Суини и Джорджа Джонсона, описанный в «Пигмалионе в менеджменте». Суини был учителем в Тулейнском университете, где Джонсон работал носильщиком. Зная об эффекте Пигмалиона или, возможно, просто знаком с пьесой, Суини догадывался, что сможет научить любого быть компетентным оператором на компьютере. Он начал свой эксперимент, предлагая Джонсону уроки каждый день. Другие сотрудники университета были в сомнении, особенно потому, что у Джонсона был низкий IQ. Но усилия увенчались успехом, и бывший уборщик в конечном итоге стал отвечать за обучение новых операторов компьютеров.
Эффект Пигмалиона лучше всего понимать как напоминание о потенциальном влиянии наших ожиданий. Даже если эффект невелик, высокие ожидания во многих ситуациях могут только вдохновить других относительно их собственных возможностей. Ограничения людей можно расширить, если вы измените свое восприятие их ограничений.
Многое из того, что мы делаем в жизни, делается в группах. Индивидуальный успех часто зависит от некоторой степени успеха команды. Таким образом, у нас больше шансов на успех, когда мы рядом с другими, кто добился успеха. Если вы хотите, чтобы люди вокруг вас добились успеха, вы можете попытаться повысить свои ожидания.
Если вы ожидаете худшего, вы, вероятно, его получите.
Добавить комментарий