Списки дел – зло с точки зрения производительности, гораздо эффективнее планировать время.
Это то, что писатель New York Times Джон Тирни и психолог Рой Ф. Баумейстер раскрывают в «Краткой истории списка дел», третьей главе своей книги «Сила воли: новое открытие величайшей силы человека».
Постоянное состояние списка дел – провал, что продемонстрировал Скотт Адамс в своем аргументе о системах, а не о целях.
Количество отказов продолжает расти, поскольку списки становятся все длиннее. В любой момент у человека обычно есть как минимум 150 различных задач, которые нужно выполнить, и свежие элементы никогда не перестают появляться на наших экранах. Как мы решаем, что входит в список и что делать дальше?
Что ж, первый шаг, который делает большинство из нас, – это постановка «четкой цели».
Технический термин, который исследователи используют для обозначения самоконтроля, – это саморегулирование, а часть «регулирование» подчеркивает важность цели. Регулирование означает изменение, но только конкретный вид преднамеренного, значимого изменения. Регулировать – значит ориентироваться на конкретную цель или стандарт: ограничение скорости для автомобилей на шоссе, максимальная высота офисного здания. Самоконтроль без целей и других стандартов был бы не чем иным, как бесцельным изменением, как попытка сесть на диету, не имея представления о том, какие продукты вызывают ожирение.
Проблема не в отсутствии целей, а в том, что их слишком много.
Мы составляем ежедневные списки дел, которые невозможно было бы выполнить, даже если бы в течение дня не было перерывов, а они всегда есть. К тому времени, когда наступают выходные, незавершенных задач становится больше, чем когда-либо, но мы продолжаем откладывать их и надеемся, что справимся с ними с чудодейственной скоростью. Вот почему, как выяснили эксперты по продуктивности, ежедневный список дел руководителя на понедельник часто содержит больше работы, чем можно было бы выполнить за всю неделю.
Даже великий Бен Франклин стал жертвой слишком большого количества голов.
Франклин пробовал подход «разделяй и властвуй». Он составил список добродетелей и написал краткую цель для каждой, например эту для Порядка: «Пусть все ваши вещи займут свои места; пусть каждая часть вашего бизнеса найдет свое время ». В его списке была еще дюжина добродетелей – Умеренность, Молчание, Решительность, Бережливость, Прилежание, Искренность, Справедливость, Умеренность, Чистота, Спокойствие, Целомудрие и Смирение, – но он осознавал свои пределы. «Я подумал, что было бы хорошо не отвлекать мое внимание, пытаясь сделать все сразу, – объяснил Франклин, – а исправить это на одном из них за раз». В результате получилось то, что он назвал «курсом», и то, что сегодня будет продаваться как «13 недель до абсолютной добродетели».
Но добродетели часто противоречили друг другу.
Когда, будучи молодым печатником-подмастерьем, он пытался практиковать Порядок, составляя жесткий ежедневный график работы, его постоянно прерывали неожиданные требования со стороны своих клиентов – и Промышленность требовала от него игнорировать график и встречаться с ними. Если бы он практиковал бережливость («ничего не тратьте впустую»), постоянно чиня свою одежду и готовя себе еду, у него было бы меньше времени для Промышленности на работе – или для побочных проектов, таких как запуск воздушного змея в грозу или редактирование Декларация независимости. Если он пообещал провести вечер со своими друзьями, но затем отстает от графика работы, ему придется сделать выбор, который нарушит его добродетель Решимости: «Выполняйте непременно то, что вы решаете».
«Результатом противоречивых целей является несчастье, а не действие», – пишут Тирни и Баумейстер, утверждая, что побочным продуктом этого является то, что вы больше беспокоитесь, меньше делаете и ваше физическое здоровье страдает.
Вывод? Пропустите список дел и планируйте свое время.
Если у вас должен быть список дел, пусть он будет кратким.
Добавить комментарий