Служебное лидерство, транзакционное лидерство и эмоциональное лидерство похоже на трансформационное лидерство. Однако между этими стилями есть и некоторые заметные различия.
Слуга-лидерство
Лидер-слуга переключает внимание со своих интересов на людей, которым он служит.
Лидерство-слуга сосредоточено не на результате, а на средствах достижения результата – в первую очередь посредством выражения и удовлетворения потребностей других людей. Эта помощь должна быть в форме предоставления рекомендаций по отдельным ролям, расширения прав и возможностей последователей и развития культуры доверия для достижения целей организации.
Концепция лидерства-слуги, хотя и популярна и эффективна, сильно пострадала, потому что до сих пор остается неопределенной. Некоторые ученые недавно проявили интерес к лидерству слуг и попытались сделать теорию более применимой на организационном уровне. Параллельное сравнение трансформирующего и обслуживающего лидерства обнаруживает относительно схожие атрибуты; оба стиля лидерства ориентированы на людей.
В частности, оба типа лидерства включают элементы честности, доверия, уважения, делегирования полномочий, видения и влияния на последователей. Оба стиля лидерства делают упор на умение лидера ценить, наставлять, признавать и слушать как инструменты расширения прав и возможностей для последователей.
Однако между этими двумя стилями есть определенные отличия. В то время как в нем делается упор на завоевание доверия и влияние на последователей, лидерство-служитель требует от лидера больших жертв. Погоня за прибылью вторична для слуги-лидера. Последователи с большей вероятностью будут иметь большую свободу под руководством лидера-слуги, чем лидера трансформации.
Еще одно принципиальное отличие – ориентированность лидера. Хотя оба стиля призывают лидера к служению, конечная цель лидера-слуги – последователь, в то время как величайшая забота трансформирующего лидера – побудить последователей усердно служить организации. Фундаментальное различие между этими двумя стилями состоит в том, что лидер-слуга фокусируется на потребностях последователей, в то время как лидер трансформации сосредотачивается на целях организации.
Последователи лидера-слуги достигают организационных целей, потому что они становятся его главным приоритетом. Это отличается от трансформационного лидерства, где интересы организации являются высшим приоритетом.
Харизма – ключевой компонент трансформационного лидерства. Харизма означает обаяние и способность вдохновлять, мотивировать и волновать других. В то время как трансформационное лидерство полагается на харизматическую силу лидера для достижения эффективности, лидеры-слуги создают такую же мотивацию и влияние посредством акта служения, без демонстрации со стороны лидера.
Хотя оба стиля лидерства эффективны, каждый из них сопряжен с риском. Оба могут стать жертвой манипуляций и коррупции, поскольку с такими видами лидерства лидер в конечном итоге приобретает некоторую власть или власть над последователями, что может быть использовано в негативных целях. Некоторые последователи слишком полагаются на своих лидеров и устанавливают прочные связи с ними. им, чтобы удовлетворить их насущные потребности зависимости.
Хотя и трансформационное, и служебное лидерство могут иметь негативное применение, их преимущества намного перевешивают эти негативы.
Трансакционное лидерство против трансформационного лидерства
Другой исторический стиль лидерства – это транзакционное лидерство, при котором лидер предлагает что-то ценное в обмен на услуги последователя. Большинство традиционных отношений между лидерами и последователями являются транзакционными, поскольку большинство людей считают «quid pro quo» («что-то за что-то») конечной целью переговоров. При таком расположении все счастливы, и поэтому вреда нет.
Контракт между работодателем и работником в основном носит договорный характер.
Трансформационное и транзакционное лидерство различаются, но иногда могут дополнять друг друга, в зависимости от обстоятельств. Лучше всего сочетание транзакционного и трансформационного лидерства. Хотя транзакционные отношения легко укрепить, заменить его трансформационным лидерством невозможно, поскольку транзакционное лидерство также является эффективным методом мотивации.
Трансформирующий лидер, которому не удается очаровать своих последователей, часто прибегает к транзакционному лидерству. Транзакционное лидерство – это кратчайший путь и не такой продолжительный, как трансформационное лидерство, потому что обещанное вознаграждение не всегда может быть доступно, но харизма лидера никогда не иссякнет.
Трансформационное лидерство выходит за рамки транзакционного стиля. Мотивация изнутри последователя дает впечатляющие результаты.
Еще одна черта транзакционного лидерства – «управление в порядке исключения». Активная форма этого типа управления включает оценку работы сотрудников и принятие корректирующих мер там, где это необходимо. В пассивной форме лидер вмешивается только там, где ситуация вышла из-под контроля. Последняя из транзакционных черт – это руководство laissez faire, при котором лидер позволяет сотрудникам делать то, что им нравится.
Эмоциональное лидерство
Эмоциональное лидерство слабо связано с трансформационным лидерством. Здесь лидерство включает в себя задействование эмоционального центра лидера, чтобы вести за собой, где решения основаны на чувствах лидера в данный момент. Некоторые могут утверждать, что трансформационное лидерство также предполагает определенный уровень эмоционального влияния. Однако эти два типа лидерства структурно различны, потому что трансформационное лидерство, по сути, является рациональным процессом.
Рекомендации
Трансформационное лидерство – это теория лидерства, разработанная Джеймсом Бернсом (1978), о которой с тех пор писали многие другие ученые. Чтобы узнать больше о работе Джеймса Бернса по трансформационному лидерству и другим темам, щелкните здесь, чтобы перейти на его страницу на Amazon.com.
Теги edleadershipEduleadersLeadershipТрансформационное лидерство
Добавить комментарий