Главная » Блог » Научпоп » Сфокусированный и рассеянный: два режима мышления
Научпоп

Сфокусированный и рассеянный: два режима мышления

Наш мозг использует два способа мышления для решения любой большой задачи: сфокусированный и рассеянный. Оба одинаково ценны, но служат совершенно разным целям. Чтобы работать наилучшим образом, вам нужно овладеть и тем, и другим.

***

Когда она потеряла сознание внешних вещей… ее разум продолжал вырываться из глубины, сцены, имена, высказывания, воспоминания и идеи, как фонтан. – Вирджиния Вульф, “На маяк”

Барбаре Окли, профессору и бывшей гостье подкаста Knowledge Project, приписывают популяризацию концепции сфокусированных и рассеянных форм мышления. В книге A Mind for Numbers Окли объясняет, насколько различны эти режимы и как мы переключаемся между ними в течение дня. Мы постоянно находимся в поисках настоящих периодов сосредоточения – глубокой работы, состояний потока и высокопроизводительных сессий, на которых мы видим ощутимые результаты. Большая часть процесса обучения происходит во время сосредоточенного мышления. Не менее важно понимать и следовать диффузному режиму.

Когда наш разум свободен блуждать, мы переходим к рассеянному мышлению. Иногда это называют нашим естественным способом мышления или режимом мечтания; это когда мы формируем связи и подсознательно обдумываем проблемы. Хотя рассеянное мышление происходит под видом перерыва в сосредоточении внимания, наш разум все еще работает. Часто только после того, как мы выходим из этого режима, мы понимаем, что наш мозг действительно работает на нас. Переход в диффузный режим может быть очень кратковременным явлением, например, когда мы ненадолго смотрим вдаль, прежде чем вернуться к работе.

Окли использует эволюционную биологию, чтобы объяснить, почему у нас есть эти два разных режима. Позвоночным животным для выживания нужны как сфокусированный, так и рассеянный режимы. Сфокусированный режим полезен для жизненно важных задач, таких как добыча пищи или уход за потомством. С другой стороны, диффузный режим полезен для сканирования местности на предмет хищников и других угроз. Она объясняет: «Птице, например, необходимо тщательно сфокусироваться, чтобы она могла подбирать крошечные кусочки зерна, когда клюет землю в поисках пищи, и в то же время она должна сканировать горизонт на предмет хищников, таких как ястребы…». Если вы наблюдаете за птицами, они сначала клюют, а затем останавливаются, чтобы осмотреть горизонт – почти так, как если бы они чередовали сфокусированный и рассеянный режимы ».

Оба способа мышления одинаково ценны, но важна гармония между ними . Мы не можем долго поддерживать усилие сфокусированного режима. В какой-то момент нам нужно расслабиться и перейти в диффузный режим. Изучение сложного навыка – языка, музыкального инструмента, шахмат, ментальной модели – требует, чтобы оба режима работали вместе. Мы осваиваем детали в сфокусированном режиме, а затем понимаем, как все сочетается в диффузном режиме. Речь идет о сочетании творчества с исполнением .

Подумайте, как работает ваш ум, когда вы читаете. Читая конкретное предложение книги, вы не можете одновременно отступить, чтобы обдумать всю работу. Только отложив книгу, вы сможете составить полную картину, выстроив связи между концепциями и осмыслив все это.

В журнальной статье, озаглавленной «Срединный путь: поиск баланса между внимательностью и блужданием ума», авторы пишут, что «сознание… отступает, как разбивающаяся волна, внешне расширяясь, а затем отступая внутрь. Этот вечный ритм ума – извлечение информации из внешнего мира, уход к внутренним размышлениям и затем возвращение во внешний мир – определяет умственную жизнь ». Это умственное колебание важно. Если мы слишком долго остаемся в сфокусированном режиме, мы получаем убывающую отдачу и наше мышление застаивается. Мы перестаем получать новые идеи и можем испытать когнитивное туннелирование. Это также утомительно, и мы становимся менее продуктивными. Это также может создать условия для нас, чтобы стать жертвой контрпродуктивных когнитивных предубеждений и рискованных ярлыков, поскольку мы теряем контекст и более широкую картину.

История изобилует примерами случайных открытий и идей, сочетающих рассеянное и сфокусированное мышление. Во многих случаях широкое понимание происходило в периоды рассеянного мышления, в то время как конкретная разработка проводилась в целенаправленном режиме.

Эйнштейн выяснил теорию относительности во время спора с другом. Затем он потратил десятилетия на уточнение и разъяснение своих теорий для публикации, работая до дня перед своей смертью. Многие книги Стивена Кинга начинаются с отдельных предложений, записанных в тетради или на салфетке после душа, вождения или прогулки. Чтобы превратить эти идеи в книги, он придерживается четкого расписания и пишет каждое утро по 2000 слов. Джек Керуак написал «В дороге» после семи лет путешествий и установления связей между своими переживаниями. После многих лет планирования и черчения он написал свой шедевр всего за три недели, используя 120-футовый рулон кальки, чтобы не менять листы в пишущей машинке. И Томас Эдисон, и Сальвадор Дали воспользовались преимуществами короткого сна, длившегося менее секунды, для генерации идей. Взгляните на записанный график любого великого ума, и вы увидите тщательный баланс между действиями, выбранными для облегчения как сфокусированного, так и рассеянного способов мышления.

Исследования, посвященные творческому мышлению, подтвердили идею о том, что нам нужны оба типа мышления. В статье, озаглавленной «Богатство внутреннего опыта: связь стилей мечтания с творческими процессами», Зеделиус и Шулер пишут, что «исследования подтвердили теоретическое преимущество мышления, независимого от стимулов, для творчества. Было обнаружено, что перерыв от сознательной работы над творческой проблемой и участие в несвязанной задаче улучшает последующее творчество, это явление называется инкубацией ». Когда их просят придумать новые способы использования обычных предметов, таких как кирпич или скрепка, что является полезным тестом на креативность, люди, которым дают перерывы для выполнения задач, способствующих рассеянному мышлению, как правило, придумывают больше идей. Итак, как мы можем лучше совместить два режима вместе?

Один из способов – работать интенсивными целенаправленными импульсами. Когда идеи перестают течь и появляется убывающая отдача, сделайте что-нибудь, что способствует блужданию ума. Делайте упражнения, гуляйте, читайте или слушайте музыку. Мы естественным образом поворачиваем в сторону этого рассеянного состояния – смотрим в окно, ходим по комнате или варим кофе, когда становится слишком трудно сосредоточиться. Проблема в том, что действия, поощряющие рассеянное мышление, могут заставить нас чувствовать себя ленивыми и виноватыми. Вместо этого мы часто выбираем посредственные заменители, такие как социальные сети, которые дают нашему уму отдохнуть, не позволяя по-настоящему блуждать по уму.

Наш разум в конечном итоге будет умолять о перерыве в диффузном режиме, независимо от того, сколько внимания мы пытаемся сохранить. Чтобы войти в диффузный режим, нужно отойти и заняться чем-то, что в идеале физически поглощает и освобождает ум. Это может показаться перерывом или потерей времени, но это необходимая часть создания чего-то ценного.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий