Инновации не происходят в вакууме. Деятели и мыслители от Шекспира до Джобса щедро «украли» вдохновение у деятелей и мыслителей, которые были раньше. Вот как это сделать правильно.
***
«Если я и видел дальше, – писал Исаак Ньютон в 1675 году в письме своему коллеге-ученому Роберту Гуку, – то только стоя на плечах гигантов».
Легко посмотреть на таких великих гениев, как Ньютон, и представить, что их идеи и работы исходили исключительно из их разума, что они сплетали их из своих собственных мыслей – что они были настоящими оригиналами. Но так бывает редко.
Новаторские идеи должны откуда-то приходить. Независимо от того, насколько уникальным или беспрецедентным кажется произведение, копните немного глубже, и вы всегда обнаружите, что создатель стоял на чужих плечах. Они усвоили лучшее из того, что уже выяснили другие люди, а затем сделали этот опыт своим. С каждой итерацией они могли заглянуть немного дальше и были довольны знанием того, что будущие поколения, в свою очередь, будут стоять на их плечах.
Стоять на плечах гигантов – необходимая часть творчества, инноваций и развития. Это не делает то, что вы делаете, менее ценным. Прими это.
Все поднимаются
По иронии судьбы, оборот фразы Ньютона даже не был полностью его собственным. Эта фраза восходит к XII веку, когда автор Джон Солсберийский писал, что философ Бернар Шартрский сравнил людей с гномами, сидящими на плечах гигантов, и сказал, что «мы видим больше и дальше, чем наши предшественники, не потому, что у нас есть более острое зрение или больший рост, но потому что мы поднимаемся и несемся ввысь на их гигантском росте ».
Мэри Шелли выразилась в девятнадцатом веке в предисловии к «Франкенштейну»: «Изобретение, надо смиренно признать, состоит не в создании из пустоты, а в хаосе».
В каждой области есть гиганты. Не бойтесь их. Они предлагают захватывающую перспективу. Как советовал кинорежиссер Джим Джармуш: «Нет ничего оригинального. Крадите откуда угодно, что вдохновляет или подпитывает ваше воображение. Поглотите старые фильмы, новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, мечты, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные знаки, деревья, облака, водоемы, свет и тени. Выбирайте только те вещи, которые можно украсть, которые обращаются непосредственно к вашей душе. Если вы сделаете это, ваша работа (и кража) будут подлинными. Подлинность бесценна; оригинальности нет. И не пытайтесь скрыть свое воровство – отпразднуйте его, если хотите. В любом случае всегда помните, что сказал Жан-Люк Годар: «Это не то, откуда вы берете вещи – это то, куда вы их берете» ».
Это может показаться деморализующим. Кто-то может подумать: «Моя песня, моя книга, моя запись в блоге, мой стартап, мое приложение, мое творение – неужели они оригинальные? Конечно же, этого раньше никто не делал! » Но, скорее всего, это не так. Это тоже неплохая вещь. Режиссер Кирби Фергюсон заявляет в своем выступлении на TED: «Признание этого самому себе – это не признание заурядности и производности – это освобождение от наших заблуждений и стимул не ожидать от себя так многого и просто начать».
Это важный факт. Стоя на плечах гигантов, мы можем видеть дальше, а не так далеко, как раньше. Когда мы опираемся на предыдущую работу, мы часто улучшаем ее и ведем человечество в новых направлениях. Какой бы оригинальной ни казалась ваша работа, на нее есть влияние – они могут быть не указаны в титрах или неочевидны. Как мы знаем из социальных доказательств, копирование – это естественная человеческая склонность. Это то, как мы учимся и выясняем, как себя вести.
В книге «Антихрупкость: вещи, получаемые от беспорядка» Нассим Талеб описывает тип антихрупких изобретений и идей, которые существовали на протяжении всей истории. Он описывает себя идущим в ресторан (подобные ему существуют уже не менее 2500 лет) в обуви, подобной той, которую носили не менее 5300 лет назад, чтобы использовать столовое серебро, созданное месопотамцами. Вечером он пьет вино по рецепту 6000-летней давности из бокалов, изобретенных 2900 лет назад, а затем сыр, не менявшийся веками. Ужин готовится с помощью одного из наших древнейших инструментов – огня и посуды, очень похожей на ту, которую разработали римляне.
Несомненно, многое в наших обществах и культурах изменилось и продолжает меняться все более быстрыми темпами. Но мы продолжаем стоять на плечах тех, кто был раньше в нашей повседневной жизни, используя их изобретения и идеи, а иногда и опираясь на них.
Не изобретенный здесь синдром
Когда мы дискредитируем то, что было раньше, или пытаемся изобрести велосипед, или отказываемся учиться на истории, мы сдерживаем себя. В конце концов, многие из лучших идей – самые старые. «Синдром не изобретенного здесь» – это термин для ситуаций, когда мы избегаем использования идей, продуктов или данных, созданных кем-то другим, предпочитая вместо этого разрабатывать собственные (даже если это более дорого, требует много времени и более низкого качества).
Синдром также может проявляться в нежелании передавать работу на аутсорсинг или делегировать полномочия. Люди могут подумать, что их результат по сути лучше, если они будут делать это сами, становясь слишком самоуверенными в своих способностях. В конце концов, кому нравится, когда ему говорят, что делать, даже от того, кто знает лучше? Кто бы не хотел прослыть гением, который (заново) изобрел колесо?
Разработка нового решения проблемы более увлекательна, чем использование чужих идей. Но новые решения, в свою очередь, создают новые проблемы. Некоторые люди шутят, что, например, крупнейшие компании Кремниевой долины на самом деле являются импровизированными инкубаторами для людей, которые в конечном итоге откроют свой собственный бизнес, твердо веря в то, что то, что они создают, будет лучше.
Синдром также является случаем ошибки невозвратных затрат. Если компания потратила много времени и денег на то, чтобы заставить работать квадратное колесо, она может сопротивляться покупке круглых колес, которые предлагает кто-то другой. Альтернативные издержки могут быть огромными. Синдром «не изобретено здесь» отвлекает от основной компетенции организации или отдельного человека и приводит к потере времени и таланта на то, что в конечном итоге отвлекает. Лучше использовать чужую идею и стать для кого-то гигантом.
Почему Стив Джобс украл его идеи
«Творчество – это просто соединение. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали. Они просто что-то видели. Через некоторое время это показалось им очевидным; это потому, что они смогли объединить полученный опыт и синтезировать новое ».
– Стив Джобс
В книге «Сбежавшие виды: как человеческое творчество переделывает мир» Энтони Брандт и Дэвид Иглман прослеживают путь, который привел к созданию iPhone, и выслеживают гигантов, на плечах которых восседал Стив Джобс. Мы часто называем Джобса революционером, который изменил то, как мы используем технологии. Мало кто из присутствующих в 2007 году мог не заметить ажиотажа, вызванного выпуском iPhone. Это казалось таким новым, полным отходом от всего, что было раньше. Правда немного запутаннее.
Первый сенсорный экран появился почти за полвека до iPhone, разработанный EA Johnson для управления воздушным движением. Другие инженеры, опираясь на его работу, разработали пригодные для использования модели, запатентовав их в 1975 году. Примерно в то же время Университет Иллинойса разрабатывал терминалы с сенсорным экраном для студентов. До появления сенсорных экранов в световых перьях использовалась аналогичная технология. Первый коммерческий компьютер с сенсорным экраном появился в 1983 году, вскоре за ним последовали графические платы, планшеты, часы и игровые приставки. Casio выпустила карманный компьютер с сенсорным экраном в 1987 году (помните, это все еще на целых двадцать лет до iPhone).
Однако ранние устройства с сенсорным экраном были разочаровывающими в использовании, с очень ограниченной функциональностью, часто с коротким временем автономной работы и минимальными вариантами использования для обычного человека. По мере того, как устройства с сенсорным экраном становились все сложнее и удобнее, они заложили основу для iPhone.
Точно так же iPod основан на работе Кейна Крамера, который черпал вдохновение в Sony Walkman. Крамер разработал небольшой портативный музыкальный проигрыватель в 1970-х годах. IXI, как он его называл, был похож на iPod, но появился слишком рано, чтобы рынок мог существовать, а Крамеру не хватало маркетинговых навыков для его создания. Обращаясь к инвесторам, Крамер описал возможность немедленной доставки, цифровой инвентарь, записанные на пленку живые выступления, доступность бэк-каталога и продвижение новых артистов и микротранзакций. Звучит знакомо?
Стив Джобс стоял на плечах множества невидимых инженеров, студентов и ученых, которые десятилетиями работали над созданием технологии, на которую он опирался. Хотя Apple имеет долгую историю беспощадных судебных процессов против тех, кто, по их мнению, украл их идеи, многие из них изначально не были их собственными. Брандт и Иглман заключают, что «человеческое творчество не возникает из вакуума. Мы опираемся на наш опыт и окружающее сырье, чтобы изменить мир. Знание того, где мы были и где мы находимся, указывает путь к следующим крупным отраслям ».
Как Шекспир получил свои идеи
«Ничего из ничего не выйдет».
– Уильям Шекспир, Король Лир
Большинство, если не все, пьес Шекспира в значительной степени основаны на предшествующих произведениях – настолько, что некоторые задаются вопросом, выжил бы он сегодня в соответствии с законами об авторском праве.
Гамлет черпал вдохновение из Gesta Danorum, работы Саксона Грамматика XII века по истории Дании, состоящей из шестнадцати латинских книг. Хотя сомнительно, имел ли Шекспир доступ к оригинальному тексту, ученые находят параллели неоспоримыми и полагают, что он, возможно, читал другую пьесу, основанную на нем, из которой он черпал вдохновение. В частности, рассказы о тяжелом положении принца Амлета (у которого те же буквы, что и у Гамлета) связаны с аналогичными событиями.
«Хроники Холиншеда», рассказ о британской истории конца шестнадцатого века в соавторстве, рассказывает истории, имитирующие сюжет «Макбета», в том числе о трех ведьмах. Хроники Холиншеда сами по себе представляли собой смесь более ранних текстов, которые перенесли свои предубеждения и измышления на Шекспира. Это также, вероятно, вдохновило короля Лира.
Части Антония и Клеопатры дословно скопированы из «Жизни Марка Антония» Плутарха. Поэма Артура Брука «Трагическая история Ромея и Джульетты» 1562 года была неприкрытым образцом для «Ромео и Джульетты». И снова за кулисами скрывается еще больше гигантов – Брук скопировал стихотворение 1559 года Пьера Боайстуау, который, в свою очередь, взял за основу рассказ Маттео Банделло 1554 года, который, в свою очередь, черпал вдохновение из произведения Луиджи да Порту 1530 года. Список продолжается, Плутарх, Чосер и Библия послужили источником вдохновения для многих крупных литературных, театральных и культурных произведений.
И все же то, что Шекспир делал с произведениями, которые он иногда копировал, а иногда и учился, примечательно. Взгляните на любой из оригинальных текстов, и, несмотря на мимику, вы обнаружите, что они не могут сравниться с его пьесами. Многие оригиналы были сухими, непривлекательными и лишенными какого-либо поэтического языка. Дж. Дж. Манро писал в 1908 году, что «Трагическая история Ромея и Джульетты» «блуждает, как вялый ручей, в чужой и невозможной стране; Шекспир несется, как широкая и стремительная река, поет и пенясь, вспыхивая в солнечном свете и темнея в облаках, непреодолимо унося все вещи туда, где они погружаются через пропасть в пустоши вод внизу ».
Несмотря на то, что временами он граничил с плагиатом, он пересмотрел истории с исключительным использованием английского языка, привнеся драматизм и эмоции в мрачные хроники или стихи. Он остро чувствовал изменения, необходимые для реструктуризации сюжетов, создавая напряженность и напряженность в их рассказах. Шекспир видел гораздо больше, чем те, кто писал до него, и с их помощью он открыл новую эру английского языка.
Конечно, не только Ньютон, Джобс и Шекспир нашли опору (иногда желающую, иногда нет). Предполагается, что Facebook построен на Friendster. Книги Кормака Маккарти часто копируют старые исторические тексты, с одним персонажем прямо из книги Сэмюэля Чемберлена «Мои признания». Джон Леннон заимствовал у разных музыкантов, однажды написав в письме в New York Times, что, хотя «Битлз» копировали чернокожих музыкантов, «это не было грабежом. Это была любовь ».
В «Экстазе влияния» Джонатан Летем указывает на множество других примеров влияния в классических произведениях. В 1916 году журналист Хайнц фон Лихберг опубликовал историю о человеке, который влюбляется в дочь своей домовладелицы и начинает любовный роман, кульминацией которого является ее смерть и его длительное одиночество. Название? Лолита. Трудно сомневаться в том, что Набоков, должно быть, читал это, но, помимо сюжета и названия, стиль языка в его версии отсутствует в оригинале.
Список продолжается. Дело не в том, чтобы легкомысленно относиться к плагиату, а в том, чтобы культивировать чувствительность к ценностным элементам в предыдущей работе, а также способность опираться на эти элементы. Если мы ограничим поток идей, проиграют все.
Смежные возможные
О чем это? Почему люди не могут придумывать собственные идеи? Почему так много людей приходят в голову с блестящей идеей, но никогда не получают от нее выгоду? Ответ заключается в том, что ученый Стюарт Кауфман называет «смежным возможным». Проще говоря, каждая новая инновация или идея открывает возможность дополнительных инноваций и идей. В любое время есть пределы возможному, но эти пределы постоянно расширяются.
В книге «Откуда приходят хорошие идеи: естественная история инноваций» Стивен Джонсон сравнивает этот процесс с пребыванием в доме, где открытие двери создает новые комнаты. Каждый раз, когда мы открываем дверь в новую комнату, появляются новые двери и дом растет. Джонсон сравнивает это с образованием жизни, начиная с основных жирных кислот. Образовавшиеся первые жирные кислоты не могли превращаться в живых существ. Когда они самоорганизовались в сферы, сформировалась основа для клеточных мембран и открылась новая дверь для генетических кодов, хлоропластов и митохондрий. Когда у динозавров появилась новая кость, что означало, что у них была большая ловкость рук, они открыли новую дверь для бегства. Когда наши далекие предки развили противоборствующие пальцы, открылись десятки новых дверей для использования инструментов, письма и ведения войны. По словам Джонсона, история инноваций была связана с исследованием новых крыльев смежных возможностей и расширением того, на что мы способны.
Новая идея – как у Ньютона, Джобса и Шекспира – возможна только потому, что предыдущий гигант открыл новую дверь и сделал возможной их работу. Они, в свою очередь, открыли новые двери и расширили сферу возможностей. Технологии, искусство и другие достижения возможны только в том случае, если кто-то другой заложил основу; ничего не возникает из ничего. Шекспир мог писать свои пьесы, потому что другие люди разработали структуры и язык, которые сформировали его инструменты. Ньютон мог продвигать науку благодаря предварительным открытиям, сделанным другими. Джобс построил Apple на обломках множества предшествующих устройств и технологических достижений.
Мы все должны задать себе следующие вопросы: какие новые двери я могу открыть, основываясь на работе гигантов, которые были до меня? Какие возможности я могу обнаружить, чего они не могли? Где взять соседнее возможное? Если вы думаете, что все хорошие идеи уже найдены, вы ошибаетесь. Хорошие идеи других людей открывают новые возможности, а не ограничивают их.
Время идет, гиганты становятся все выше и все охотнее позволяют нам вскочить себе на плечи. Их опыт можно найти в книгах и блогах, программном обеспечении с открытым исходным кодом и выступлениях на TED, интервью в подкастах и научных статьях. Что бы мы ни пытались сделать, у нас есть возможность найти подходящего гиганта и посмотреть, чему у него можно научиться. По мере того как мы открываем новые двери для смежных возможностей, каждый получает возможность видеть дальше.
Эффективное SEO продвижение от частного специалиста. ТОП 10 в конкурентных нишах за 1 месяц. Есть тестовый период, пишите @Alex_optim телеграм, 9176250471 whatsapp